Вторник, 19.03.2024, 13:54
Приветствую Вас Гость | RSS

МАОУ "Школа №161" г.Нижнего Новгорода

Меню сайта

Родителям будущих первоклассников


 «Ваш ребёнок – первоклассник» 

 

          Начало обучения в школе – ответственный этап в жизни не только первоклассников, но и их родителей, которых всерьёз тревожит вопрос: готов ли ребёнок к кардинальным изменениям?

         В этой связи следует иметь в виду, что биологический возраст ребёнка и психологический могут не совпадать. Даже среди семилеток встречаются дети с типично дошкольным поведением, и, напротив, есть малыши среди подготовительной группы детского сада с полноценной психологической готовностью к школе. Первые с самого начала обучения могут испытывать затруднения, вторые – быстро и легко адаптируются к школе.

                  Важным показателем психологической готовности к обучению является внутренняя позиция школьника, которую в широком смысле можно определить как систему потребности и установок ребёнка, связанных со школой. Ребёнка начинает привлекать школьный тип взаимоотношений со взрослыми, содержание занятий, формы их проведения.

       Говорить о сформированной внутренней позиции школьника можно в том случае, если ребёнок относится к поступлению в школу или пребыванию в ней положительно, как к совершенно естественному и обязательному событию в жизни; не мыслит себя вне школы или в отрыве от неё; чувствует необходимость учения.

       Формирование внутренней позиции школьника начинается ещё в дошкольном детстве. В сюжетно-ролевых играх мальчики и девочки пробуют себя в роли учителя и ученика. Важно, чтобы для этих игр у детей было достаточно информации о школе, о поддержки в трудностях и тревогах, стремятся поделиться своими радостями и успехами. Роль родителей в становлении положительного отношения к учению, в развитии внутренней позиции школьника так же велика, как и роль первого учителя. Давайте подумаем, как помочь детям скорее стать настоящими школьниками.

            Часто первоклассники становятся более капризными и упрямыми, чем были в дошкольном возрасте. Это накладывается на трудности и переживания первых дней обучения в школе. И хотя мы понимаем, что сыну или дочери непросто приходится в новой жизни, но с трудом справляемся с собой, когда видим, что любимый ребёнок, недавно ещё доверчивый и ласковый, замыкается, обижается в ответ на наши попытки помочь и даже иногда грубит. Учёные считают, что при переходе от дошкольного к школьному детству ребёнок переживает один из самых сложных кризисов развития. Действительно, рождается социальное «Я» ребёнка. Он отделяется от самых близких ему людей: мамы, папы и другие родные. К счастью, это происходит не потому, что так хотят окружающие. Дело в том, что самому ребёнку (даже если он не осознаёт) не хватает для поступательного развития ближайшего окружения, его «тянет» к более широкому социуму, он хочет, чтобы его заметило и оценило общество. Поэтому начинающий школьник грубит, отталкивает своих близких, перестаёт прислушиваться к их словам, становится трудновоспитуемым.

                        В такой период больше, чем когда-либо, юному школьнику нужна наша поддержка. Постарайтесь, чтобы она не обернулась просто жалостью. Не добавят ему положительных эмоций и наши встревоженные и растерянные лица. Другое дело, если ребёнок почувствует, несколько важным, значимым и радостным для семьи становятся его первые шаги во взрослую жизнь, что к нему начинают относиться по-другому, с большим уважением. Хорошо, если иногда он будет слышать, с какой гордостью мама рассказывает по телефону о его успехах в школе. Ребёнку будет приятно ощутить родительскую уверенность в его силах, даже когда в тетради не получается трудное задание.

               Не все хорошо подготовлены к школе. Конечно, всё чаще в первый класс приходят дети читающие, считающие, пишущие, знающие много стихов и даже какой-нибудь иностранный язык. Это называется образовательной готовностью. Но уже в первые недели школьной жизни запас знаний истощается, и главным становится желание и умение учиться. Кроме образовательной, учёные выделяют психологическую готовность к обучению, которая проявляется:

-    в желании идти в школу учиться, а не в том, чтобы купили красный портфель;

-    в способности слушать и понимать взрослого, выполнять его указания;

-    в способности организовать и контролировать свои действия;

-    в умении общаться со сверстниками в коллективной деятельности;

- в способности на достаточном уровне сосредотачивать внимание, воспринимать предлагаемый материал, запомнить довольно сложную информацию, мыслить и воображать, использовать речь для учения.

            Поддержка нужна не только детям со слабой психологической готовностью к обучению в школе. У первоклассников желание учиться представлено лишь на уровне познавательного интереса к содержанию новой для них учебной деятельности. Во-первых, важно создание общей атмосферы в семье, которая настраивает ученика на положительные эмоции по отношению к учёбе в школе. Во-вторых, необходимо дать ребёнку возможность соотносить цели, которые он ставит перед собой (научиться писать, складывать и т.п.), с результатами своей деятельности («этому научился, а этому ещё нет») и с прилагаемыми им самим усилиями («потому что задача очень трудная» или «потому что не был настойчивым, не постарался»). В-третьих, нужно обдуманно использовать систему оценивания и поощрения (не путайте с отметкой, которую первоклассник ещё долго не будет получать). Необходимо помнить, что похвала стимулирует юного ученика лишь в том случае, когда задание ощущается как достаточно трудное и в поощрении он «прочитывает» высокую оценку своих возможностей и способностей. Наша оценка повышает мотивацию, если она относится не к способностям ученика в целом, а к тем усилиям, которые прилагает ученик при выполнении конкретного задания. Очень действен приём, когда родитель сравнивает успехи начинающего ученика не с успехами других, а с его прежними результатами. В-четвёртых, желание учиться будет повышаться лишь при укреплении собственного умения учиться: устранять пробелы в знаниях, выполнять действия по инструкции, контролировать их и самостоятельно анализировать ход своей деятельности с последующей самооценкой. Важно также формировать привычку слушать и выполнять чёткие указания взрослого. Начинать можно с того, чтобы попросить ребёнка повторить инструкцию. Для тренировок подойдут любые виды графических диктантов (обведение клеточек, их заполнение условными значками).

          Первый учитель – это новый, чужой, строгий, но очень близкий и важный взрослый, который всё знает про пугающе – увлекательную жизнь первоклассника. Ребёнок доверчиво тянется к учителю, так, как если бы он был его вторым родителем, стремится заслужить его одобрение и любовь. И юному школьнику непонятной и обидной кажется объективная позиция учителя по отношению к его личным учебным успехам. Дети очень переживают по поводу отношений с учителем, что часто отражается на их желании учиться.

         Первый учитель сразу становится авторитетным и почти таким же близким и любимым, как родители, что помогает начинающему школьнику осваиваться в новой жизни. Это крайне важно для эффективного психологического развития ребёнка на протяжении всего младшего школьного возраста. Дело в том, что интеллектуальное и личностное развитие детей в данный период проходит через усвоение основ научных и культурных знаний, предлагаемых обществом в готовом виде. Вариативны только способы их представления. Если ребёнок доверяет учителю, если он, например, и не думает сомневаться, что в русском языке шесть падежей, а не четыре, то такое знание он освоит легче и быстрее. Если маленький школьник будет сомневаться в каждом слове педагога, учение будет долгим и трудным.

      В силах каждого родителя укрепить доверие своего ребёнка к наставнику, повысить его авторитет. Прежде всего, необходимо, чтобы Вы доверяли учителю, к которому пришёл учиться Ваш сын или Ваша дочь. Чаще общайтесь с педагогом, спрашивайте не только о домашних заданиях, но и о том, что больше всего интересно ученику на уроках, чему он радуется, что его огорчает. Помните: учитель – близкий друг и помощник не только Вашего ребенка, но и Ваш.

        Еще недавно Ваш сын или дочь выбирали, с кем поиграть в любимую игру. А в школе всё по-другому. Почему-то нужно сидеть рядом с мальчиком или девочкой, которые не очень нравятся, с ними скучно или даже произошла ссора. Но и это полбеды. В классе так «заведено», что нельзя начать новое задание, если кто-то не доделал предыдущее, или, наоборот, тебя все недовольно ждут и шёпотом торопят, Где уж тут завести хороших друзей?

       Учёные отмечают, что, попав в школу, ребёнок впервые сталкивается не просто с межличностными отношениями, а с коллективом, результат работы которого напрямую зависит от выполнения заданий каждым учеником.

       Это новые и сложные отношения, но для первоклассников они очень привлекательны. Каждый юный ученик весьма серьёзно относится к тому, кто будет его соседом по парте. В начале первого класса «критериями отбора» являются: наличие дорогих игрушек в портфеле и красивых школьных принадлежностей, близость проживания или дружба родителей. И только потом постепенно на первый план выходят сходство интересов, дружелюбие и нравственные качества.

                  Желание общаться и заводить новых друзей зависит от уровня коммуникабельности ребёнка. Общение определяется также умением устанавливать контакт с детьми. Понаблюдайте за особенностями контактов своего первоклассника: есть ли у ребёнка друзья, приходят тли они домой, любит ли он коллективные игры. Если же ребёнок предпочитает играть один, не делает сам попыток подойти к другим детям, то, скорее всего, причина в недостаточной общительности. Слишком частая смена партнёров по общению свидетельствует о том, что ребёнок «не принимается» сверстниками. «Ябедничество», которое часто встречается у шести-семилеток, если оно ярко выражено, также является признаком нарушения контактов, связанных с «непринятием» ребёнка другими детьми. В ряде случаев ребёнок не умеет «мирным путём» разрешать возникающие конфликты. Нарушения общения со сверстниками очень часто становятся причинами отрицательного отношения ребёнка к школе в целом.

     Уважаемые родители! У Вас начинается новая трудная, но увлекательная жизнь. Оставайтесь родителями для начинающих школьников: заботливыми, всё понимающими, поддерживающими своих детей и всегда уверенными в них.

 

 




Форма входа
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
НОКО
ЦОС
Госуслуги
Народный фронт
ЕГПУ
Хартия
Год педагога

Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz